НОВОСТИ ФУТБОЛА | СТАТЬИ | ОБЗОРЫ | ВИДЕО | РЕЗУЛЬТАТЫ LIVE | КОНТАКТЫ | КОТИРОВКИ
    

###ФИФА на бис. О грядущих изменениях финансового климата в украинском футболе ###

Как известно, дела в украинском футболе идут не очень. Мы, журналисты, чаще всего говорим о следствиях и лишь изредка указываем на причины происходящих процессов. Еще меньше говорится о механизмах. Среди главных причин сложившейся ситуации - незаинтересованность футбольных властей страны, а также владельцев клубов и агентов в прозрачности своей работы. Это, в свою очередь, порождает немыслимое количество слухов и "подковерных" манипуляций, разобраться крайне проблематично. Тем не менее, именно "изучение матчасти" поможет разобраться в ньюансах украинского футбольного хозяйства.

Месяц назад ФИФА опубликовал Циркуляр №1468 (на языке оригинала можно также ознакомиться на сайте ФИФА), которым уведомила о грядущих изменениях Регламента ФИФА о статусе и трансфере игроков («Регламент ФИФА») и Процедурных правил ФИФА Комитета по статусу игроков («Комитет ФИФА») и Палаты Разрешения Споров («ПРС ФИФА»).

Одним из самых важных нововведений, о котором пойдет речь далее и которое вступает в силу уже с 1 марта 2015 года, является совершенно новая Статья 12-бис Регламента ФИФА с оптимистичным названием «Просроченные платежи» (далее «Статья 12-бис»).

Специально для UA-Футбол Антон Сотир, управляющий партнер юридической фирмы GoldenGate, расскажет о нововведениях ФИФА, которые могут серьёзно повлиять на финансовый климат в украинских клубах уже в ближайшем будущем.

Цель новой статьи и её предыстория

По словам самой ФИФА, целью включения Статьи 12-бис в Регламент ФИФА является создание более эффективной системы, направленной на борьбу с просроченными платежами, а также для улучшения работы принципа pacta sunt servanda (с латинского «договоры должны соблюдаться»). Её основная цель заключается в том, чтоб заставить клубы выполнять свои финансовые договорные обязательства в установленные сроки. За несоблюдение этого правила, клубы могут получать дополнительные санкции. Другими словами, с 1 марта 2015 года ПРС ФИФА и Комитет ФИФА будут иметь более широкие полномочия наказывать клубы, которые вовремя не рассчитались по своим долгам.

В то время как для ПРС ФИФА наложение спортивных санкций в отношении клубов по трудовым спорам является привычной практикой , для Комитета ФИФА спортивные санкции станут новой областью.

Аналогичная концепция начала применяться ФИФА ещё согласно Циркуляру №616 от 4 июня 1997 года, содержание которого не было включено в более поздние редакции регламентов ФИФА о статусе и трансфере игроков, но ссылка на который часто встречались в решениях ПРС ФИФА и Комитета ФИФА в течение ещё нескольких лет.

Циркуляр №616 вводил"...новый подход работы с клубами, которые были не в состоянии выполнять свои финансовые обязательства вовремя". Тогдашняя «администрация ФИФА» была наделена правом накладывать запрет на все международные трансферы клуба, который не соблюдает положения ФИФА о своевременном выполнении своих финансовых обязательств.

С тех пор многое поменялось и компетенция тогдашней «администрации ФИФА» так и не передалась новосозданной ПРС ФИФА, а потом и Комитету ФИФА. Тем не менее, как можно понять с нынешних изменений ФИФА, потребность бороться со злостными неплательщиками своих долгов всё ещё остаётся актуальной.

Сфера применения

Статья 12-бис будет применяться исключительно к клубам касательно их контрактных отношений с другими клубами и с профессиональными игроками по трудовым договорам. Другими словами, Статья даст право наказывать клуб, если тот не заплатил во время другому клубу согласно контракту, или футболисту по трудовому контракту. При этом не важно, международный это игрок/клуб или все они находятся под эгидой одной и той же Федерации.

Немаловажно, но другие лица, в том числе тренеры, не подпадают под защиту этой новой нормы.

Кроме того, Статья 12-бис предполагает, что вопросы, связанные с невыплатой компенсации за подготовку футболиста и с механизмом солидарности не подпадают под сферу действия этого положения, поскольку такие выплаты не являются финансовыми обязательствами согласно трансферного договора между двумя клубами, а скорее исходят из применения самого Регламента ФИФА.

Стоит также отметить, что в соответствии с правилами УЕФА по лицензированию клубов и финансовому fairplay («Правила УЕФА») термин «просроченная задолженность» также включают компенсацию за подготовку футболиста и солидарные выплаты (в отличие от Статьи 12-бис в редакции ФИФА). Будет интересно посмотреть, найдется ли клуб, который будет трактовать Статью 12-бис вместе с Правилами УЕФА и требовать от ПРС ФИФА наказать другой клуб, например, за несвоевременную выплату компенсации за подготовку футболиста.

Механизм работы

Для того чтобы клуб можно было упрекнуть в «просроченной задолженности», должны быть выполнены два обязательных условия:

1) Клуб просрочил надлежащий платеж без каких-либо "очевидных контрактных оснований" больше чем на 30 дней с момента, когда он должен был быть произведен.

2) Кредитор (игрок или другой клуб) уведомил должника (провинившийся клуб) в письменной форме о том, что последний задолжал, и предоставил срок (минимум 10 дней) чтобы выполнить свои финансовые обязательства.

Основной вопрос, возникающий из первого условия, заключается в том, как именно будет оцениваться тот факт, что задолженность возникла без "очевидных контрактных оснований". Формулировка этого пункта Статьи 12-бис наталкивает на мысль, что для избежания санкций клуб должен, в первую очередь, ответить письменно на заявление кредитора и формально сослаться на любые контрактные положения для оправдания просроченной задолженности или её невыплату. Другими словами, клуб не может просто говорить о сложной финансовой ситуации в клубе, стране или о других объективных факторах. Статья 12-бис будет не применима лишь тогда, когда клуб будет указывать на контракт как основание несвоевременной выплаты.

С этого момента можно ожидать, что юристы клубов, зная про Статью 12-бис, могут довольно креативно составлять трудовые и трансферные контракты, включая небольшую неприметную зацепку для клуба, чтобы хоть как-то оправдать несвоевременную выплату задолженности. Даже если такая зацепка в контракте будет недействительной и не даст оснований клубу не платить вообще или вовремя, всё равно клуб, ссылаясь на неё, может существенно понизить риск быть наказанным согласно Статье 12-бис. Будет интересно посмотреть как ФИФА и другие органы, решающие споры на местах, будут воспринимать такой возможный выход из ситуации для избежания судебного разбирательства.

Еще одна проблема, которая видится в применении Статьи 12-бис, является исчисление сроков. В то время как в трансферных контрактах сроки выплаты трансферной компенсации обычно чётко оговорены сторонами, в трудовых контрактах установить точный срок для выплаты зарплаты порой бывает затруднительно, особенно когда в контракте ничего об этом не сказано. Дата, когда футболисты получают зарплату, может разниться от месяца к месяцу и отсчитать те заветные 30 дней (как того требует Статья 12-бис) может быть довольно сложно. А ведь именно на игрока (или клуб-контрагент) будет возложена обязанность доказать, что клуб-должник не платит в срок.

Кроме того, непонятно как именно должны будут действовать ПРС и Комитет ФИФА при частичной выплате задолженности. Учитывая, что споры в ФИФА могут рассматриваться (в лучшем случае) несколько месяцев, вероятность, что провинившийся клуб до момента вынесения решения выплатит задолженность, довольно высокая. Интересным остается вопрос, будут ли применяться санкции по Статье 12-бис, даже если задолженность была в скором времени погашена, полностью или частично. Также непонятно, распространяется ли Статья 1-бис на любую возможную задолженность (например, если она только по «квартирным» или небольшим бонусам), или это касается лишь основных сумм. При этом также будет интересно узнать, повлияет ли сама сумма задолженности на наличие и строгость санкций.

Как видно, вопросов сейчас больше чем ответов. Как мне лично рассказали представители ФИФА, все эти аспекты активно обсуждались в рабочей группе, разрабатывающей изменения в Регламент ФИФА, а ответы на них – дело времени. Так или иначе, в скором будущем решения ПРС и Комитета ФИФА покажут, как эти органы будут применять Статью 12-бис на практике.

Санкции

В соответствии со Статьей 12-бис, нарушившему клубу могут быть применимы такие санкции:

а) предупреждение-

б) выговор-

в) штраф-

г) запрет на регистрацию новых игроков на национальном или международном уровне в течение одного или двух целых и последовательных регистрационных периодов.

Слово «могут» (в отличие от «должны», как в Статье 17) дают некую свободу выбора для органов, которые будут принимать решения по Статье 12-бис. Таким образом, вполне возможно, что, даже имея просроченные задолженности, клуб не обязательно будет подвергнут наказанию в соответствии со Статьей 12-бис.

Сразу могут быть применены несколько санкций, а повторные «преступления» приведут к более серьезным наказаниям. Статья 12-бис четко предусматривает возможность условного наказания (касательно запретов на трансферы) с испытательным сроком от шести месяцев до двух лет. Этот испытательный срок будет немедленно прерван (а санкция вступит в силу), если клуб допустит нарушение повторно. Гибкость статьи наталкивает на мысль, что преследуемая цель нововведения является всё же не наказать клубы за просроченные задолженности, а предотвратить и избежать их (этакая финансовая профилактика).

Применение на уровне ФФУ

Стоит отметить, что в соответствии с внесенными поправками в Регламент ФИФА, каждая федерация обязана включить Статью 12-бис без изменений в свои внутренние правила или регламенты. Это естественно касается и Федерации Футбола Украины. Однако ФИФА не до конца объясняет, как именно она должна применяться на национальном уровне, и тем более, какими органами.

До настоящего момента Палата разрешения споров ФФУ не имела компетенцию накладывать спортивные санкции на футбольные клубы, и все вопросы решала КДК ФФУ. Насколько изменится ситуация на фоне новой Статьи 12-бис – остается загадкой. Как понятно из Регламента ФИФА, Статья 12-бис должна быть инструментом именно органов, которые решают футбольные контрактные споры (поскольку задолженность должна возникнуть именно на основе контракта), а не дисциплинарных органов, у которых и так достаточно полномочий наказывать клубы. Однако все должны понимать, что санкции, даже спортивные, имеют иную юридическую природу и требуют другого подхода в отличие от тех же контрактных споров. Как минимум, способы доказывания вины и её определения разнятся от способов и бремени доказывания в контрактных спорах. Поэтому для правильного применения Статьи 12-бис Палатой разрешения споров ФФУ могут потребоваться изменения в сам Регламент ПРС ФФУ.

В любом случае, ФФУ обязана будет включить текст Статьи 12-бис и определить орган, который будет её применять.

Возможные последствия для украинских клубов

Не сложно предположить, что цель, преследуемая Статьей 12-бис, касательно борьбы с просроченными платежами и уважения принципа pacta sunt servanda, может быть достигнута путем введения дополнительных санкций. Она станет эффективным инструментом по борьбе с таким явлением, присущим также некоторым украинским клубам, как "кредит ФИФА", когда клубы систематически имеют задолженности перед другими клубами, просто игнорируя их, до того момента, пока соответствующие органы ФФУ, ФИФА или КАС не заставят их платить. Благодаря злоупотреблению правовой системой недобросовестные клубы defacto имеют преимущества перед другими клубами (образно говоря, берут «кредит уФИФА»), что создает неравные условия и на футбольном поле (имея «кредит», можно, например, приобретать лучших игроков). Риск получения спортивной санкции, в частности, запрета на регистрацию игроков, должен иметь положительное влияние на подобных «серийных нарушителей» украинского и мирового футбола.

Тем не менее, не секрет, что в нынешних экономических реалиях нашей страны, у некоторых клубов действительно есть финансовые трудности, вызванные внешними факторами. Такие клубы сложно назвать недобросовестными, а приоритеты расставляются уже совсем по-другому: существование клуба как такого vs своевременная выплата задолженности.

Естественно наложение дополнительных санкций на такие клубы может просто «добить» их окончательно, но ни в коем случае не помочь справиться с финансовыми трудностями. И хотя внедрение Статьи 12-бис в Украине займет какое-то время, будем надеяться, что её наличие не будет иметь негативный эффект для украинского футбола и не станет очередной угрозой для исчезновения того или иного клуба. Поэтому для органов правосудия ФФУ (да и ФИФА в том числе) будет просто необходимо учитывать все отягощающие и смягчающие обстоятельства дела и с пониманием относиться к сложившейся ситуации.

Позитивным эффектом нововведений станет то, что за просрочку платежей теперь придется «платить», если не деньгами, то угрозой получить санкции. К сожалению, на сегодня в Украине к задолженностям клубов не применяются проценты за несвоевременную выплату по контракту (только если это прямо не указано в самом контракте), и клубы могут злоупотреблять этим. Ведь зачем платить сейчас, если ту же самую сумму нужно будет заплатить через какое-то время? Существование Статьи 12-бис (и её эквивалента на уровне ФФУ) может заставить клубы, которые умышленно не платят вовремя, задуматься над таким подходом дважды.

Очень интересным будет также взаимодействие Статьи 12-бис «Просроченные платежи» с системой аттестации украинских клубов. Насколько известно, для получения права на принятие участия в соревнованиях, украинские клубы должны не иметь задолженностей. Заявления от кредиторов (игроков или других клубов) в соответствующие органы правосудия ФФУ о задолженности перед ними у определенного клуба могут внести коррективы в этот процесс. Это также даст возможность ФФУ легче отслеживать наличие таких задолженностей, а процедура сверки фактических обстоятельств с документами, который предоставляет клуб во время аттестации, будет более прозрачная. Хотя, естественно, клубам от этого легче не станет.

Подведем итоги

Статья 12-бис должна стать эффективным дополнением к полномочиям ПРС ФИФА и Комитета ФИФА (а также соответствующих органов правосудия в различных футбольных федерациях, включая ФФУ) при разрешении споров, связанных с трудовыми и трансферными контрактами. Спортивные санкции, согласно новой норме, как ожидается, должны серьезно повлиять на наличие у клубов просроченных задолженностей перед другими клубами или игроками. Особенно, если такие клубы не платят своим кредитором хронически, дотягивая выплату до самого последнего возможного момента.

Хотя сейчас не полностью ясно, как именно будет применяться Статья, в скором времени появится судебная практика ПРС ФИФА и Комитета ФИФА, которая, без сомнения, прольет свет на некоторые вопросы неоднозначного ее толкования (и с которой я с радостью смогу ознакомить читателей). ФИФА очень надеется, что количество клубов-злостных неплательщиков уменьшится. Как это будет на практике - время покажет...-

Что касается украинского футбола, будем надеяться, что нововведения будут иметь лишь позитивный эффект, а органы правосудия (ПРС ФФУ или КДК ФФУ, а, может быть, и что-то другое) будут с пониманием относиться к объективным факторам и реалиям, которые сейчас существуют у нас в футболе и вообще в стране, и справедливо расценивать финансовые трудности украинских клубов, при этом, не забывая о правах тех, кому они, может быть, и задолжали.


Топ клубов мира



Топ игроков



Лучшие сборные

© Фан-сайт Маты - при публикации на вашем сайте наших материалов прямая ссылка обязательна!